[ gothings : phontography ] - das fontkladde
Готические шрифты*

Теория / Theory

Ключевые слова

textura fractura kanzlei rotunda bastarda antiqua calligraphy sans serif

 

«Готические шрифты (от ит. gotico--готский) - Рукописные шрифты, возникшие во Франции и Германии в середине 11 века и выражавшие новый стиль архитектуры и пластики - готику. В течении XII века происходит процесс становления нового стиля. Линии становятся надломленными, округлые формы приобретают вид остроконечного миндаля. С возникновением книгопечатания Г.Ш. - наборные. В Германии употреблялись до начала 20 в. Отличает особый способ написания латинских букв. Существует множество вариантов, однако основные характерные особенности--угловатая и удлиненная форма, широкие штамбы, сильная контрастность» (источник – TYPOMANIA).

На нашем сайте готические шрифты сводятся к единому знаменателю в большой степени условно, с очевидными историческими и каллиграфическими натяжками, но, тем не менее, мы старались придерживаться единой близкой нам эстетической канвы. Значительный пласт в принципе относимых к тематике сайта шрифтовых начертаний здесь не освещается и освещаться не будет по вышеизложенным соображениям (в частности, руническая или кельтская традиции). Кроме того, мы попытались (и имхо, успешно) разобраться, почему рубленые (Sans Serif) шрифтовые гарнитуры, поставляемые в комплекте Windows часто носят гордое название Gothic.Мы осознаем, что обособление собственно готических шрифтов невозможно, ибо тогда теряется кругозор и причинно-следственные связи; тем не менее, мы попытались максимально сузить область исследования.

Исследователи традиционно выделяют несколько видов Готического Письма. Вероятнее всего, его первой разновидностью стала т.н. Текстура (лат. textura--ткань) - ломанное готическое письмо, объединяющее всю страницу в плотную ткань.

<< Textura.

Получила свое название за то, что равномерно покрывала страницу. Характерен темный шрифт, большая сжатость, возможность разделить страницу на двое (из-за узкого письма).  Текстурные минускулы имели правильные «размеренные» расстояния между штрихами (ширина внутрибуквенного просвета (eye) примерно равна ширине штриха). Строчное t своей верхушкой выходит за верхнюю горизонтальную линию, над буквой i появляется черточка-точка. В качестве прописных употребляются ломбардские версалы, но потом появляются и свои формы прописных, а версалы используются лишь в качестве инициалов. Характерна угловатость и вытянутость букв. В современном дигитальном сообществе разработчиков шрифтов аутентичные текстурные раскладки встречаются крайне редко и представляют интерес разве что для упертых коллекционеров (ваш покорный слуга натыкался на текстурные ряды только в каталогах платных шрифтов и шрифтов, выполняемых на заказ). Это легко объяснимо ввиду низкого эргономического уровня данного типа, плохой читаемости. Характеризуется повышенной обтекаемостью и даже небрежностью очертаний, сглаженными выступами и засечками.

Позднеготическое письмо. В Северной Европе готика развивалась дальше. Самым старшим из позднеготических было Швабское письмо. Оно было широким и более удобным для чтения чем текстура.
Следующим видом готического письма была Фрактура (нем. Fraktur – надлом, излом). Фрактурой выполнялись придворные грамоты, из позднеготических стилей фрактура и ныне используется больше всего. Поздняя (17--18 вв) разновидность.

<< Fractura.

Классический готический книжный шрифт. Широко употреблялся в Германии до начала 20 века.Окончательную отделку этому шрифту дал А. Дюрер. В XVII и XVIII вв. фрактура была господствующим шрифтом в Северной Европе.
                 Письмо Канцлей (нем. Kanzlei – канцелярия) было очень близко к фрактуре. Линии букв здесь стали более тонкими, а рисунок более филигранным. Рукописная разновидность Готического Письма. Возник в 17 - 18 вв. в Германии как форма канцелярского письма. Отличается причудливыми и изысканными формами.

<< Kanzlei.

В Италии развивается особый вид готического щрифта: круглоготическое письмо или Ротунда (итал. rotondo -- округлый). Здесь сохранияются округлые формы, надломленны только верхние концы стоек. Считается красивейшим из готических стилей и является переходным на пути от готики к ренессансу. Одновременно очевидно родство с праримскими унциальными начертаниями шрифтов 4 в. н.э. В обоих видах минимально задействованы засечки, апексы и общие очертания округлы и даже каплевидны. Сравните сами:

<< Rotunda.

<< Uncial.

  Бастардное письмо (lettera bastarde -- смешанное письмо). Возникло из текстуры под сильным влиянием курсива. Главные признаки: резко выраженное f и односводчатое а. Верхние удлинения высоких букв направлены сильным завитком влево или вправо, или образуют декоративные росчерки.

<< Bastarda.

Бастардное письмо имело широкое применение в XVII стотлетиии во Франции, а позже в Германии и Нидерландах. В наше время под бастардным письмом понимают вообще всякую смесь готики и антиквы.

В XIV в. выработан подвид готического письма -- Готическая антиква ранних гуманистов. Она получила такое название за близость к антикве. Один из главных признаков -- двухарочное а с верхней открытой аркой, как в антикве. Подробнее >>

До конца XVIII столетия не было разницы между книжными, титульными и рекламными шрифтами -- употреблялся один и тот же, но разного размера. Начинают вырабатываться особые стили для заголовков газет, вывесок и т.п. -- т.н. акцидентные шрифты (т.е. выполняемые по случайным, разовым заказам). Эти шрифты отличались от книжных особым, бросающимся в глаза рисунком. Стало возникать все больше неестественных форм. Шрифт стал восприниматься, как украшение-безделушка. Все больше применялось остроконечное перо, логика ширококонечного пера все более погружалась в забвение. Упадок искусства шрифта достигает кульминации к последней четверти XIX столетия.

Дальнейшее развитие шрифтового дела пошло по пути уменьшения (начиная с венецианских шрифтов и заканчивая didone типом) и даже полного отказа (grotesque, рубленые шрифты) от засечек – новые шрифты, которые разрабатывались мастерами начиная с конца XV в. (венецианские шрифты, старое барокко) имели либо прямые либо небольшие округлые засечки, либо клиновидные засечки, а их написание было значительно более читабельным (legible) и динамическим. Такие шрифты называют также шрифтами переходного периода. Смотрите, например, известные гарнитуры семейства Times (дизайнер Stanley Morison, 1889 – 1967, один из раскладов есть наверняка и у вас – Times New Roman) и Baskerville (дизайнер John Baskerville, 1706 - 1775).

Одновременно с зарождающейся нео-готикой развивалось типографическое направление, известное как каллиграфия. Подробнее >>

Пост-готическое письмо*

*Термин "пост-готическое письмо" здесь вводится весьма условно, для обозначения ныне общепризнанных гарнитур XVIII-XX вв., в симпатичной лаконичности начертания которых проскальзывает что-то подспудно готическое :). Хотя ряд дизайнеров шрифтов, в том числе дизайнеры концерна ParaType (в частности, Владимир Ефимов) не считают рубленые и подобные им шрифты готическими, о чем весьма непосредственно намекали вашему покорному слуге.

Sans Serif (Grotesque)

“Группа шрифтов, не имеющих засечек. Термин предположительно введен Вильямом Кезлоном около 1816 года.
Несмотря на то, что оба русских термина употребляются для обозначения всей группы, при строгом подходе они обозначают конкретные подгруппы: Рубленные (иногда--геометрические) Шрифты (англ.--Monoweight) и Гротески (Gothic).”
(источник – TYPOMANIA).

Родиной гротеска (рубленного шрифта), была Англия начала XIX века. Гротеск возник на базе гарнитур переходного периода, в частности, гарнитур Стенли Морисона (Bembo, Baskerville, Poliphius, Fournier) которые в свою очередь преемственны от гарнитур В.Морриса (дизайнера гарнитур «Золотой шрифт» -- антиква Н. Иенсена, «Троянский шрифт» -- готический и «Чосер», одновременно печатавшего книги в издательстве «Келмскотт-Пресс»). Сначала эти типы шрифта считались неудобными и непривлекательными, поскольку зрителю явно не хватало традиционной засечки на концах основных элементов букв. Эти шрифты дословно называли абсурдными. Пример Моррриса получил завидный резонанс. Началось возрождение старых форм, причем в корпоративных масштабах. Лидерами в этом были английская и американская ветви фирмы Monotype, а также типографические фирмы American Type Founders Company, Mergenthaler Linotype Company и Ludlow Typograph Company. Следует также отметить вклад немецкой дизайнерской школы Bauhaus (20-ые гг. XX в.) в развитие гротеска и в частности, в появление раскладок семейства Arial.

Гротеск отличает прежде всего простота, повышенная читабельность даже при маленьких размерах букв. Развитие гротеска предопределено прежде всего развитием книгопечатной индустрии, издательства газет и журналов. Структура шрифта такая же, как и у антиквы. Здесь толщина у всех штрихов одинаковая, однако совершенно отсутствуют засечки. Гротеск является самым простым шрифтом из известных. Лучшими гротесковыми шрифтами являются различные виды шрифтов Э. Джилля, а также гарнитуры Футура П. Рейнера.

Своебразной формой гротеска является гротеск-антиква, -- гротеск с маленькими, округлыми засечками.

Главная особенность гротескного строения букв, — это, конечно же появление шрифтов без засечек. Шрифты такого типа имеют штрихи одинаковой ширины (т.е. неконтрастны) – напр. Gothic, Grotesque. Они впервые появились в 1863 г. в каталоге Caslon Typefoundry. Два наиболее знаменитых шрифта такого типа: Akzidenz Grotesk и Franklin Gothic. С выпуском в шрифтов Erbar (1924 г.) и Futura (1927 г.) более пропорциональных геометрически, рубленые шрифты становятся самыми любимыми для нового поколения полиграфистов, включая и тех, кто был связан с движением Bauhaus (где дизайн и техника взаимосвязаны). Чистота линий и удаленность от каллиграфических форм привлекали дизайнеров в течение нескольких лет, когда имели место многочисленные типографские эксперименты. Наиболее знамениты гарнитуры Helvetica (Макса Мейдингера) и Universe (Адриана Фрутингера).

Есть большое искушение назвать гротеск отрицанием каллиграфической традиции, традиции стилизации шрифта под изысканный почерк пером. Есть даже большее искушение назвать рубленые гротески не иначе как нео-готическими или по крайней мере, про-готическими шрифтами. Во-первых, гротеск преимущественно использует традиционное готическое темное письмо. Во-вторых, отношение ширины к высоте, общее впечатление от гротескных раскладок приближает их к аутентичным готическим, даже более, чем венецианские шрифты и шрифты переходного периода, в геометрии которых четко преобладало горизонтальное начало, а толщина штрихов достаточно небольшая. Гротеск отличает прежде всего высочайшее юзабилити, а так же сдержанность и общая строгость, собранность формы, что свойственно также классическим готическим шрифтам. Гротеск является логическим завершением развития шрифтового ряда – по простоте и наглядности визуального представления алфавита и цифрового ряда после гротеска ничего нет. Возможно изменение соотношения типичных шрифтовых составляющих, пропорций, но качественно более простая гарнитура, чем гротескная, невозможна. 

В течении XX века гротески постепенно развивались, появлялись бесконечные модуляции и вариации уже известных гарнитур и начертаний, что связано в том числе с появлением доступных и простых шрифтологических технологий. Подробнее >>

 

 

Исторические типы гротесков:

Собственно Sans Serif - имеет сравнительно однородные штрихи, отсутствие значимого контраста. Есть три типа шрифтов sans с засечками:

Наиболее ранние разработки этой группы шрифтов
Helvetica (Miedinger, 1951), Swiss, Univers (Frutiger, 1952), Franklin Gothic (M.F. Benton, 1903)

Подробнее >>

 

Геометрический -

под влиянием разработок школы Bauhaus

Futura,

Avant Garde

Последний явно с засечками, но не является моноширинным (т.е. имеющим одинаковую ширину для всех символов), а посему и попал в эту группу.

- Тип шрифтов с полунамеком на засечки - расширение стойки и другие приемы имитации засечки...

Gill Sans (Eric Gill, 1928)

Optima (Zapf, 1958)

Albertus


 

* - представленные изыскания в значительной степени скомпилированы с http://typo.novikov.com (Novikov Design) и Д. Смирнов (hamster@microdin.ru ), и лишь некоторые домыслы и детали принадлежат собственно мне - self-disciple.

[назад] [наверх] [гостевая книга] [написать мне] [баннеры] [ глоссарий]
antiqua, sans serif, MT, BT; bastarda fonts textura-fractura-rotunda g o  b a c k theory
Hosted by uCoz